СОБИРАЕМ ТРАДИЦИИ И СОХРАНЯЕМ

Псковский областной центр народного творчества сохраняет традиции Псковщины.
 
В Едином реестре объектов нематериального этнокультурного достояния Псковской области находится 84 объекта, относящихся к:
– устному творчеству, устным традициям и формам их выражения на русском языке, языках и диалектах народов Российской Федерации;
– формам традиционного исполнительского искусства (словесного, вокального, инструментального, хореографического);
– традициям, выраженным в обрядах, празднествах, обычаях, игрищах и других формах народной культуры;
– знаниям, выраженным в объективной форме, технологиям, навыкам и формам их представления, связанных с укладами жизни и традиционными ремеслами, реализующимися в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения, существующих на территории региона.
 

Благодаря опубликованным материалам этнографических экспедиций можно узнать о культурном наследии не только отдельных деревень, но и всей Псковской области.
 
Объект, о котором пойдет речь, подпадает под категорию народных знаний, применяемых в быту, т.е. связанных с укладом жизни и существующих на территории Островского района.
 
Большое количество праздников русского народного календаря подчинялось земледельческим обрядам и отражало мировоззрение земледельца. Всеми видами труда занимались вместе, коллективом – «пособьями», «толоками», «помочами». «Пособья» устраивались «за блины» – за угощение: кашами, щами, блинами, киселем, медом, предоставляемое хозяином того места, где коллективные работы совершались.
 
В разных видах труда использовались разные приспособления. Например, высокую траву косили. Коса – ручной инструмент, состоящий из металлического лезвия и деревянного древка. Крестьяне использовали косы с XVIII века. В мае 1721 года Петр I издал указ «Об отправлении в разные хлебородные места крестьян для обучения местных обывателей снимать хлеб с поля косами».
 
Житель деревни Ануры Шиковской волости Михаил Михайлович Иванов, в предоставленном сотрудниками Маршевицкого сельского клуба видеоматериале, подготавливает инвентарь к покосу. Городскому жителю, привычному обращаться со средствами технического прогресса, непонятно из чего состоит коса, для чего нужен молоток при подготовке косы к эксплуатации?
 
На видео иллюстрируется первый вопрос: Михаил Михайлович разбирает косу на составляющие детали, чтобы заточить лезвие. На второй вопрос отвечаем: затачивание косы производится методом отбивания (расплющивания) специальным косоотбойным (или обычным слесарным) молотком на маленькой наковальне (бабке). Режущая кромка косы сильно утончается и становится подобной бритве.
 
За предоставленную информацию благодарим Маршевицкий сельский клуб (vk.com/malinki_dk) и МБУК Центр культуры «Юбилейный» (vk.com/ostrovcentr.pskov.muzku). Надеемся на дальнейшее сотрудничество!
 
 
Источники информации:
Бабки косоотбойные // Товарный словарь. Том 1 / Гл. ред. И.А. Пугачёв. – М.: Госторгиздат, 1956. – Стб. 259.
Бруски точильные // Товарный словарь. Том 1 / Гл. ред. И.А. Пугачёв. – М.: Госторгиздат, 1956. – Стб. 567–568.
Молотки косоотбойные // Товарный словарь. Том 5 / Гл. ред. И.А. Пугачёв. – М.: Госторгиздат, 1958. – Стб. 778.
Народная традиционная культура Псковской области: Обзор экспедиционных материалов из научных фондов Фольклорно-этнографического центра. В 2 т. / Автор проекта, сост., научн. ред. Мехнецов А. М.; Изд. подг.: Е. А. Валевская, И. В. Королькова, Г. В. Лобкова, А. М. Мехнецов, К. А. Мехнецова, А. Ф. Некрылова, А. В. Полякова, И. С. Попова, И. Б. Теплова. – Псков: Издательство Областного центра народного творчества, 2002. Т. 1. – 688 с., илл., нот.
Пётр I. Об отправлении в разные хлебородные места крестьян для обучения местных обывателей снимать хлеб с поля косами (№ 3781) // Полное собрание законов Российской империи (1649–1825). Том VI (1720–1722). – СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. — С. 388.
Шангина И.И. Коса // Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. –СПб.: Азбука классика, 2003. – С. 183–186.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *