На Псковщине существовало множество верований, которые связаны с ткачеством или ткаными предметами. Например, если женщина наступала на одежду мужа, то ждать ей в этот год прибавления в семье. Пойти в баню или на праздник распоясанным – ждать лиха.
В XX веке сотрудниками этнографических экспедиций записаны обряды, бытовавшие на территории Псковской области, в которых так или иначе фигурирует полотенце или сотканное полотно.
После родин, послед (родовую оболочку, где находился ребенок девять месяцев) укладывали в чистое полотно, потом в старый лапоть, прикрывали сверху еще одним лаптем и зарывали в землю в тайном месте.
Роженица «размывала» руки повитухе – помогала мыть руки и одаривала за труды небольшим количеством сотканного полотна или материей на платье, или же могла подарить платок.
Больного ребенка оборачивали особой скатертью, которая использовалась во время освящения дома или домашних животных. «Молебная» скатерть считалась святой, целительной (после того, как на ней стояли священные предметы), поэтому относились к ней бережно и в обыденности такая скатерть не использовалась.
Если в доме кто-нибудь умирал, на угол дома, где находились иконы, вешали полотенце или кусок холста. Сорок дней душа «приходила утираться». Тот же обряд бытовал и на Троицу – угол дома завешивали полотенцами для «утирания» «душ предков».
Полотенца без вышивки использовались при выносе гроба из дома.
По верованиям псковичей в полотно закладывалась часть души мастерицы, часто хозяйки дома, поэтому колдуньям сотканное полотно не давали. Женщина, замеченная в колдовстве, могла отнять здоровье у людей или отнять молоко у коровы – кормилицы семьи. Также колдунья могла и навредить, подкинув рубаху покойника на двор (д. Бабины, Пушкиногорский р-н).
В обществе порицалось ходить без пояса. Даже запрещалось смотреть жене на мужа, когда тот был без пояса, и наоборот.
Особый пояс с молитвами повязывали на нательную рубаху как защиту.
Есть этнографические записи, в которых упоминается о сотканных вещах.
«Колдун помог – воры вернули награбленное» (печатается по источнику и изменениями).
Один дом ограбили воры. Хозяева поехали к колдуну, чтобы тот помог.
Приехали домой. На третью ночь пошла хозяйка смотреть, снежок припорошил, смотрит – груда около ворот лежит. Фонарь зажгла, посветила. «Наши вещи! Коль, вставай! Наши вещи пришли!» Посмотрели – всё целое, пересчитали – одной трубочки нет (полотна, свернутого в трубку). Ну, Бог с ним.
Занесли хозяева всё домой, и говорят: «Надо отблагодарить колдуна!» Собираются, а трубочка потерянная нашлась. Поехали они к колдуну. Колдун и говорит: «Ха-ха-ха! Я знал, что всё к вам вернется. Наверное, вам охота узнать, что это сделал?» – «Да, – говорят». – «Ну, узнаете, сам придет и скажет».
Приехали муж с женой домой. Однажды в праздник пришел к ним мужик с Опочки (с центра Опочецкого района) и говорит: «Нюшк, ведь это я вас обворовал!»
(Запись 1984 г. из д. Грязивец, Островский р-на. Исп. Васильева А.В., 1904 г.р.)
В д. Кораблево Новоржевского района по верованиям местных жителей «Шашки» (нечистая сила) подвязывались широкими (как шарфы) кушаками.
В д. Вишлёво – Мартюши Новоржевского района видели покойников. «На городище были старые могилы, и там «привиживалось» (виделось) – кто-то выбегал в красных рубашках, поэтому туда боялись ходить».
В д. Горенье Бежаницкого района брат одной из местных женщин шел поздно вечером с лошадью, увидел соседку, которая волокла по траве белое полотенце. Он по ее следам поволок узду, потом дома узду повесил, а утром с узды бежало молоко.
Поверье, связанное с порчей коровы, встретилось и в д. Тростино Локнянского района: на Иванов день «закликунья» (колдунья, выкрикивающая имена коров) накрывалась белой простыней, выходила за деревню и что-то «причитывала» («закликала» молоко).
Ткачество являлось одним из самых распространенных женских занятий. Техникам ткачества девочка обучалась, начиная с 4 лет, используя малый инвентарь (дощечки, бердо). С 6-летнего возраста она начинала
копить приданое к свадьбе. В возрасте 12 лет девочку могли посадить уже за большой ткацкий станок. Существовали девичьи посиделки, на которую приглашалась молодежь от 14 лет. Целью таких посиделок являлись обмен опытом мастериц и получение готового полотна хозяевам дома. Девушек могли нанимать для ткачества или шитья одежды. После сватовства девушка подготавливала всем гостям на свадьбе пояса, а родственницам будущего мужа – полотно. Часто подружки невесты помогали с приданым: шили одеяла, постельное белье, занавески и пр. Замужняя женщина ткала для своей семьи и обучала ткачеству дочерей. В процессе ткачества, по мнению некоторых мастериц, женщина отдавала свою силу и энергетику.
Ткачество – занятие или ремесло, которое скрепляет поколения и живет уже не одну тысячу лет.
По материалам:
Историко-этнографические очерки Псковского края: монография / Борисова В.И., Верняев И.И.; Гадло А.В. / Псков. ОИПКРО, Санкт-Петербург. гос. ун-т, Ист.фак.; под ред. А.В. Гадло. — Псков: Пск.ОИПКРО, 1999. — 315 с.: ил., табл.