«Люди псковские. Так было…» Выпуск 3. Поверья о «заломах» и «пережинах» в купальском обряде

Известны поверья и рассказы о том, что в ночь на Ивана Купалу ведьмы и колдуны «портят» урожай, устраивая так называемые заломы и пережины. То и другое представляет собою магические действия с хлебными злаками. На Псковщине бытуют рассказы о том и другом способе нанесения вреда урожаю. Способ залома состоит в том, что, «придя на загон, колдун хватает, не вырывая, пук зеленого хлеба и заплетает, закручивает, связывает его особым образом». Способ пережина состоит в том, что ведьма/колдун особым образом выборочно выжинает или выстригает рожь, срезая колоски.

По народным поверьям, с помощью залома и пережина можно отобрать у хлеба спор т. е. качество урожая (если хлеб «споркий», «съешь кусочек — ты и сытый») отнять урожай навлечь болезнь или даже смерть. Вредоносный эффект залома наступает при условии непосредственного контакта с ним, поэтому осенью во время жатвы залом старались обойти и затем обезвредить. Тот же эффект, по народным представлениям, вызывает и соприкосновение со следами пережина. Общеизвестно, что «обряды начала и окончания жатвы в первую очередь направлены на сохранение и приумножение жизненной силы земли и злаков: «штоп на новый год уродилась бы рожь хорошая, спор был бы хлебу». Особый интерес представляет псковский обряд резать Бабу, завершающий пожинки. В Гдовском, Стругокрасненском, Плюсском, Порховском районах Псковской области зафиксировано представление об образах Бабы Яги, Бабы Горбатой, Пожиналки, которые по своим характеристикам относятся к «хозяевам», духам растений (Баба живет в ржаной ниве, у Бабы — красный платок, Бабу гонят в процессе жатвы в лес или на несжатую полосу)». Символическим воплощением Бабы в завершающем жатву обряде были последние колосья, заплетенные в косу. Затем жницы пляшут в круговой пляске с пением магических заклинаний, а после следует обрядовая трапеза, во время которой «кормят и Бабу», а затем приговаривают: «Ну вот, Баба, мы тебя накормили, а ты нас тоже не забывай кормить!». На территории всей Псковской области бытуют былички о пагубном для человека последствии соприкосновения с заломом: «Как серпом зацепила, так и не разогнулась больше». Мотив вредоносного воздействия залома (руки отломит, будут болеть руки, будет ломить спину, без глазу осталась, палец серпом вдарила, моя мама от залома умерла и т. п.), генетически может быть связан с запретами посещать хлебное поле в то время, когда, по древним представлениям, на нем трудились благосклонные к человеческому роду сверхъестественные существа, от которых зависело качество и количество урожая, и тем более касаться залома или нарушать его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *