«Центрально – псковская традиция валяния валенок»

24369937

Описание:
Центрально-псковские традиции объединяют Красногородский, Опочецкий, Пушкиногорский, Новоржевский, и северную часть Бежаницкого района Псковской области.

Фольклорные традиции этой части региона, бытующие в районах среднего течения реки Великой и её притоков, имеют ряд общих свойств: преобладание обрядово-праздничных форм, связанных с годовыми праздниками, ярмарками, гуляниями, а также активное развитие ремесленного производства.

Во второй половине XIX — начале XX веков валяную обувь изготавливали, по большей части, в Псковском, Порховском, Себежском уездах.

Валенцы в 20 – 30-е годы XX века носили зажиточные хозяева, да и те не обували их, отправляясь на грязные работы.

Валенки – это мягкие зимние сапоги, сваляные из шерсти, с пришитой войлочной подошвой.

Позднее они приобретали изменения. Их делали на резиновой подошве, отделывали кожей, и они назывались уже – бурки.

По воспоминаниям старожилов, псковские мастера валяли тонкие и мягкие валенки, такие, что их можно было свернуть, как носки, при этом они были носкими и тёплыми.

На валенки уходит много шерсти. На пару мужских сапог – до 4 фунтов (1,6 кг.) шерсти. На валенки годилась не всякая шерсть. В кустарном производстве сырьём для выделки валенок, как правило, служит овечья шерсть – летнина, или клочьё, снимаемая с овец летом. Вначале её освобождают от примесей – травинок, колючек – и разбивают, превращая в мягкую пушистую массу. Чем больше в валенках летнины, тем они мягче. Из разрыхлённой шерсти лепят будущую модель, тщательно следя за тем, чтобы стенки валенка получились одинаковой толщины. Там, где стенки оказывались тоньше, их «платили» — добавляли тонкие шерстяные заплатки.

Процесс валяния был многоступенчатым. Вначале шерсть мыли и расчёсывали. Постелив на стол мокрую тряпку определённого размера, равномерно распределяли по ней шерсть, присыпали её гороховой мукой, затем смачивали её тёплой водой и, покрыв другой тряпкой, сворачивали в рулон. Катали шерсть на столе руками, пока не образовывался войлок. Его вынимали из тряпок, складывали вдвое, положив внутрь тряпичную выкройку сапога.

Валяли и тёрли заготовку попеременно на столе и в горячей воде. После этого сапог отделывали по форме ноги. Для этого в носок заготовки клали колодку, а для придания формы пятке и голенищу вставляли правила – длинные палки.

Для окончательной отделки валенки натирают пемзой или деревянным бруском. Кроме того, как и в любом деле, здесь существует масса тонкостей и секретов. Для чернения войлока применяли квасцы, медный купорос и синий сандал, а для осветления мастер использовал белила, смешанные с парным молоком. Полученную смесь втирали до сухости в войлок и ставили в слабо натопленную печь на «вольный дух».

Риск исчезновения:
В Псковской области сегодня валенки остаются востребованным видом обуви в зимнее время не только у деревенских жителей, но и у рыбаков, пожилых людей, живущих за городом горожан, людей, работающих на улице, детей. Пока есть спрос, будет и предложение.

Исключительность/Ценность:
Исключительная ценность заключается в том, что валенки остаются востребованным видом зимней обуви в псковской провинции.Традиция живёт и передаётся поколениями. А интерес к валяной обуви с каждым годом растёт, даже в молодёжной среде.

Этнологический иисторический аспект
Сохранились сведения за 1879 год, где описывается способ валяния сукна ногами в Псковской губернии.
Поскольку эта работа требует тепла, её проводили летом. В натопленную избу приглашали 4-6 работников, и они за 16 часов успевали свалять трубку сукна в 50 аршин (около 36 метров). Работали парами, посменно, по 30-40 минут. Валяльщики ложились на широкую лавку, ногами друг к другу. Каждый опирался спиной о наклонно поставленную доску. Между работниками помещали мешок с сукном, свёрнутым в рулон. Работники с силой мяли его босыми ногами, стараясь катать друг к другу, а хозяйка периодически поливала мешок горячей водой. Для определения продолжительности каждой смены служил самодельный маятник – груз на тонкой нитке, спускавшийся с какой-нибудь жердины под потолком. При начале новой смены маятник запускали, момент его полной остановки считался концом работы. Валяли также на мельницах, но продукция, вероятно, получалась худшего качества, поэтому на мельницу сукно отдавали те крестьяне, которым наём работников был не по карману.
Стоили валенки в те времена недёшево – 2 рубля серебром. Лишь потом, с развитием валяльно–войлочных производств, эта обувь подешевела и стала доступной.

Социологический аспект
Для валяния валенок необходимы специальные условия: помещение (где можно создать высокую температуру), натуральная шерсть, знания и технологии. В области есть люди, знающие процесс валяния валенок. Сейчас в частных фермерских и крестьянских хозяйствах держат овец, шерсть которых может стать сырьем для производства.

Состояние бытования:
Традиция валяния валенок сегодняшним мастерам досталась по наследству. В основном, этим ремеслом занимаются в деревнях и малых городах Псковской области.

Текущее бытование:
— в Новоржевском районе: Куранов Анатолий Иванович -д.Тимошкино, Павлов Михаил Петрович — д.Тимошкино, Макаров Михаил Григорьевич — д.Выбор, Григорьев Вячеслав Васильевич — д.Дубровы, Михайлов Георгий Николаевич — д.Вехно;
— в Пушкиногорском районе: Михайлов Евгений Иванович и Михайлова Елена Александровна;
— в Невельском районе: Жевнеров Леонид Николаевич — д.Студенец;
— в Островском районе: Татьяна Леоненко — г. Остров;
— в Порховском районе: Завьялов Александр Геннадьевич — д. Верхний мост;
— в Псковском районе: Елена Александровна Тихомирова -д. Кирово.

18 октября 2011 г. специалистами Псковского областного центра народного творчества В.В. Рогинской и В.Д. Рахманом была организована поездка в п. Пушкинские Горы к мастерам по валянию валенок.
Итогом поездки стало создание фильма «Технология изготовления валенок»:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *