Технологические и орнаментальные особенности печорских дянок.

Необыкновенной красотой узора славятся уже много десятилетий дянки печорских мастериц. В них нашли своё отражение традиции скандинавских стран, Прибалтики, народа сето, проживающего и по сей день на территории Печорского района и Псковского края. Этот орнаментальный симбиоз ярко представлен сегодня в коллекции варежек жительниц Печорского района, которые продолжают традиции своих мам и бабушек.

Изделия печорских мастериц можно узнать по характерным крупным элементам орнамента, выполненным в ярких цветовых сочетаниях. Часто в элементе делается постепенный переход в одном цвете — от темного тона в светлый. По боковым ребрам варежек часто вывязывается разноцветная тонкая кайма, отчего центральный орнамент оказывается в узорном обрамлении. Палец украшается мелкими контрастными точками, расположенными в шахматном порядке, а по запястью — бахромой, которую вывязывают крючком.

Большинство орнаментов и их элементов тяготеют к северной традиции (Прибалтика, Скандинавия).

Даже те узоры, которые мастерицы считают русскими(«лебеди», «розочки», «листики») имеют заимствования в соседних культурах (эстонцев, сето). Это вполне объяснимо близким соседством с сето на территории Печорского р-на.

В печорских узорах, встречаются разнообразные элементы, характерные как для северной («снежинки», «звездочки», «ромбы», «паучки», «шашечки»), так и для русской орнаментики («ромбы», «паучки», «цветочки», «соты»). Во многих орнаментах обнаруживаются самые архаические элементы орнаментации, дошедшие до нас с поздними наслоениями и переработками («снежинки, вписанные в ромбы», «вариации ромбов»). В этих изображениях ярко проявляется связь времен, преемственность духовной жизни народа.

Аналогии с вышивками, текстильными узорами Прибалтики, Псковской, Новгородской областей и Русского Севера, свидетельствует об общности  уклада жизни этих земель. Древние традиции развивались в народном творчестве русских и сето параллельно, находясь в непрерывном взаимопроникновении и взаимодействии.Пожалуй, только цветочные орнаменты «Розочки» можно идентифицировать как русские, эти же круглолепестные цветки встречаются в псковской(печорской) набойке. Носители этих узоров для варежек происходят из русских семей

Печорский край – северо-западная окраина Псковской области всегда была землей пограничной и местом, где вот уже более тысячи лет мирно соседствуют русские, эстонцы и псковские православные эсты – малочисленный народ сето. Печорская земля хранит богатейшую историю, связанную с основанием Российского государства в одном из летописных центров г. Изборске, где и по сей день возвышается на горе Жеравьей древняя крепость. В г. Печоры находится Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь, основанный в 1473 г. как оплот православия и оборонительная крепость на границе с Ливонией. В XVI в. Игумен Корнилий крестил местных эстов. Их потомки – сето и сегодня живут в традиции православия.

Мастерицы на протяжении многих лет сохраняют свои самобытные узоры вязания. Каждая мастерица знает с детства большое число рисунков, которые сама еще варьирует в каждой вещи. Узоры на варежках столь же значительны, как все орнаменты в народном искусстве. Стилизованные птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, полоски в сложных сочетаниях, радующих глаз – это символы-обереги, переходившие от матери к дочери и пока сохранившиеся на теплых шерстяных «вязанках» печорских мастериц. Люди разных слоёв населения и профессий не утратили навыки самостоятельно трактовать узорную традицию.

По рассказам печерян Васильевой Н.С.(ей рассказывала тетка, начало XX века, 1930-е гг.), Калиной Н.М.(собственные воспоминания детства, послевоенное время) «местное население не знали слова варежки, только дьянки, все вязали сами, у многих были овцы, стриженую шерсть меняли на нитки и вязали, узоры были разные, мелкие ромбики, цветочки, вишенки, были простые для работы с полосками, разноцветных ниток было мало, такие вязали только на выход, чаще носили простые из некрашеной шерсти».

Существует несколько версий происхождения слова варежка: от словосочетания «варяжская рукавица»; от глаголов «варити», «варовати», что значит «охранять», «защищать»; от глагола «вареги», то есть варить – шерстяные рукавицы сначала вязали, а потом варили, чтобы те стали плотнее и теплее.

Названий у рукавиц было много: вязанки, плетенки, связни, рукавки, шубницы, мохнатки, мохнашки и т.д., Дьянки, дианки, деяницы, дьяницы, денницы, дянки – так называют рукавицы в северо-западных регионах России, с разными вариациями в звучании. В Печорском р-не говорят дянки денницы, дианки. Слово дянки возможно происходит от устаревшего глагола деять, деяти – делать; или деница (новг., твер. по Далю), денницы – от десница (ст.-слав. деснь – правый); или десть от (перс. рука, горсть) .

Когда-то, по воспоминаниям старожилов, все вязали дянки, узоров было так много, что и не сосчитать. Дянки были мужские, огромных размеров, и женские узорчатые.

Для вязания мастерица набирает от 10 до 14 петель, из расчета на каждую спицу, в зависимости от размера кисти. Вяжется варежка, как обычно, на 4-х спицах по прямой. Для большого пальца снимаются петли на отдельные спицы и провязываются, верх закрывается «домиком». В этом случае провязываются вместе в каждом ряду первые петли в начале первой и третьей спиц за заднюю стенку и последние второй и четвертой за переднюю. Когда на спицах остается 4 петли (на каждой по одной) их стягивают на одну нить и закрепляют. Таким же способом завершают и саму варежку.
Бахрому по краю вывязывают крючком, вытягивая воздушные петли в последнем ряду. По воспоминаниям печерянки Добровольской Т.Г. такой бахромой всегда украшали женские варежки в Печорах. И она в точности повторяет все нюансы узора и декора печорской дьянки, известной ей со школьных лет (1960-е гг.).

Современные изделия, по старым схемам >>>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *