Псковские повествования о «заломах» и «пережинах» в купальском обряде

Краткое описание: Известны поверья и рассказы о том, что в ночь на Ивана Купалу ведьмы и колдуны «портят» урожай, устраивая так называемые заломы и пережины. То и другое представляет собою магические действия с хлебными злаками.
На Псковщине бытуют рассказы о том и другом способе нанесения вреда урожаю.
А по древним представлениям, в обрядах «залома» и «пережина», в союзе с благосклонными к человеку духами — «хозяевами» природы, так или иначе, участвовал предок, который, по представлениям древнего земледельца, заботился о потомках и  родовой земле, на которой из поколения в поколение трудились его сородичи.

Ценность: Это народная мудрость, знания, которые достались по наследству и бытуют среди жителей сельской местности, у которых есть хозяйство, возделывается земля и продолжается род.

Техника исполнения:
Способ залома состоит в том, что, «придя на загон колдун хватает, не вырывая, пук зеленого хлеба и заплетает, закручивает, связывает его особым образом стебли зерновых не только подламываются (заламываются) у нижних междоузлий или загибаются книзу, но и оказываются определённым образом скрученными, в жгут, пучок, узел, а также перевязанными ниткой, лентой, волосами либо стеблями, собранными в пучок». Это сооружение «в некоторых локальных русских и – шире – в восточнославянских традициях называлось «куклой», «куколкой» и, по-видимому, некогда имело антропоморфные очертания, как бы персонифицируя заключенную в нём колдовскую силу….

Способ пережина состоит в том, что ведьма/колдун особым образом выборочно выжинает или выстригает рожь, срезая колоски.
Но отрицательное восприятие залома и пережина может быть результатом позднейшего под влиянием христианства негативного переосмысления некогда положительного образа ведьмы/волхвы и, следовательно, совершаемых ею обрядовых действий. В таком случае сооружение «залома» и совершение «пережина» на хлебном поле могли быть некогда важным, а может быть, судя по их отнесённости к периоду летнего солнцеворота, кульминационным звеном в цепи годовых аграрных обрядов, составляющих единое целое и направленных на обеспечение урожая зерновых.

Форма бытования: Аутентичная.

Способ выражения традиции: Из уст в уста.

Примечание: В небольшой этнографической коллекции Научно-образовательной лаборатории региональных филологических исследований Псковского ГУ имеется полоска ткани шириною в 12,5 см. из д. Ермаково Палкинского района Псковской области, представляющая собою заготовку для украшения низа подола. На темно-красном фоне вышивка белойкрючковиной. Рисунок вышивки составляют ряд прямоугольников, почти квадратов, пересеченных крестами; кресты представляют собою либо пересекающиеся диагонали прямоугольника и делят его на четыре треугольника, либо составляющие крест полосы пересекаются под прямым углом, соединяя середины противоположных сторон, и делят прямоугольник на четыре квадрата. Прямоугольники с тем и другим видом креста последовательно чередуются. Крест, как известно, древний символ тепла, огня, солнца. Полоски, составляющие кресты, изнутри заполнены двумя перевитыми волнистыми линиями. Такие же полоски представляют собою общие стороны расположенных в ряд прямоугольников. По внешней верхней линии соединенных прямоугольников проходит волнистая линия. В прямоугольниках, разделенных крестом на квадраты, она соприкасается с пересекающимися волнистыми линиями внутри креста. Волнистая линия в народном прикладномискусстве представляет собою, как известно, символ воды или змеи. Обнаруженное в узоре на древнерусском ритуальном браслете, предназначенном для совершения аграрно-магических действий, соединение «водной плетенки» со знаком солнца (крестом), как считает Б. А. Рыбаков, символизирует прогретую солнцем летнюю воду (Рыбаков Б. А., с. 707). В прямоугольниках с пересекающимися диагоналями с внутренней верхней стороны перпендикулярно к ней расположены петельки-капельки, символизирующие, очевидно, оплодотворяющую небесную влагу – дождь. Наличие солнечного тепла и влаги – необходимое условие для урожая.

В прямоугольниках, разделенных крестом на квадраты, в каждом из четырех квадратов, заполняя внутреннее пространство, расположены цветы из восьми лепестков, похожие на ромашку, которые могут быть солярным знаком, но скорее символизируют цветущее поле.

Особый интерес представляют собою прямоугольники с пересекающимися диагоналями. Внутреннее пространство в трех из четырех треугольников, образуемых диагоналями, заполнено изображением стилизованного растения с тремя округлыми листьями, напоминающего антропоморфную фигурку с укороченным телом, большою головою и разведенными в стороны руками. В нижнем же, обращенном к краю подола треугольнике рисунок иной. Он представляет собою две расходящиеся из одной точки и направленные вверх – в стороны линии, затем спиралеобразно закручивающиеся вниз. Рисунок, в основе которого содержится подобные, расходящиеся из одной точки и направленные вверх – в стороны линии, восходит к позе роженицы (Русакова Л. М., с. 81, 93–94). Из угла, образованного расходящимися в стороны – вверх линиями, поднимается такое же точно растение, как изображенное в других трех треугольниках, но уменьшенного размера. Очевидно, рисунок вышивки символизирует поле рожающее, а может быть, существо, по представлениям древнего земледельца, воплощающее плодородную растительную силу.

Фото М. Островерхова 2013 год.

Фото М. Островерхова 2013 год.

Рассказы псковичей о нечистой силе. Скачать архив

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *