Псковская керамическая традиция

Псковские гончарные народные промыслы имеют очень давние традиции, уходящие вглубь веков. Основываясь на материалах раскопок, проведённых в 50-70х годах сотрудниками Псковской археологической экспедиции, можно сказать, что ещё в Псковских городищах 8 – 10 веков, находились кухонные горшки, круглодонные чаши, орнаментированные гребенчатым штампом, луновидным налепом, парадная посуда, украшенная орнаментом и изготовленная без помощи гончарного круга.
В 8 – 14 столетиях в Пскове получила распространение муравленая черепица, применяемая для головного убора православных храмов. Она, вероятно, породила простые облицовочные плитки, а затем изразцы с узором и румпой для крепления в кладке стен.

С конца 15 века на подкупольных барабанах псковских церквей появились керамические пояса – надписи, говорящие о том, кем и когда были построены эти здания. Рельефные муравленые буквы слагались в монументальную книгу – летопись, хранящую сведения о древней истории, а страницами в ней служили сами церковные стены.

В 17 – 18 вв. новые строящиеся здания украшались красивыми изразцовыми печами, что обеспечивало прочное существование псковскому керамическому центру.

Этот промысел развивался повсюду на псковщине, где были залежи пригодной для обжига глины. Славились мастера Псковоградской волости Псковского уезда, из деревень, расположенных на реке Черехе.

Сами мастера рассказывали, что их промыслу не меньше 200 лет. В начале 20 века гончаров было больше всего в Псковском, Великолукском и Торопецком уездах.

Сезон работ продолжался с октября по март, мог быть и дольше — с сентября по апрель. Это зависело во многом от того, насколько велик был сбыт керамики в данной местности.

Глину копали осенью. Обычно это делалось вблизи деревни, но иногда приходилось покупать глину на стороне.

В сараях, куда свозили глину, её чаще всего и месили. Если было тепло, то месили и на дворе, и на досках, в корытах, босыми ногами, удаляя сор, камни, добавляя воду, пока глина не доходила до состояния однородной каши. После этого её пускали в дело.

Для изготовления, сушки и обжига посуды крестьяне ставили у себя на дворах отдельные помещения. Там оборудовалась гончарная печь – горн, по периметру помещения в стены врубались полки для сушки посуды. Там же устраивались лавки, перед которыми устанавливали гончарные станки – один или несколько, смотря по количеству работников в семье. Станок состоял из двух кругов на железном стержне, вращающемся в углублении стальной пластинки, прибитой к полу. Нижний круг – маховик раскручивали ногой, верхний круг – для работы с глиной. Такие станки изготавливали местные кузнецы, служили они лет 50. Возле круга помещали корытце с водой для смачивания рук. При отделке пользовались деревянным ножиком (щепкой).

Готовую посуду снимали с круга ниткой или медной проволокой.

Ассортимент изделий был ориентирован в основном на нужды сельских жителей. Плоские чашки, молочные кринки, чайники, чашки, кружки, кувшины, квашонки, бочонки, сливочники, блюда, тарелки, умывальники, цветники, детские свистульки.

Традиционное керамическое ремесло уходит за пределы города в пригородные Лопатино, Яблонец. Там делали посуду и попутно игрушки для псковского рынка. Практически в каждой большой деревне работали если не несколько мастеров, то хотя бы один. Скульптурные псковские гончарные изделия привлекают сочностью пластики, убедительной основательностью каждого предмета. Посуда либо матовая, либо политая однотонной поливой.

Часто керамика расписывалась ангобом с подкраской цветной глазурью, повсеместно встречается чернолощеная керамика.

Псковский гончарный промысел насчитывает более 300 лет своего существования, первое подробное описание этого промысла опубликовано в 1884 году в «Статистических очерках» Псковского губернского статистического комитета.

Гончарный промысел не прекращался ни на один год, даже в годы войн.

Гончарные артели, затем мастерские, комбинат, товарищество, завод, наличие этих названий говорит о постоянном развитии гончарного направления в области.

22 октября 1975 года завод включён в официальный перечень предприятий народных художественных промыслов.

В 1990 г. завод включён в Перечень предприятий традиционных народных промыслов.

За время существования промысла сложился целый ряд художественно – стилевых особенностей, характерных для псковского гончарства: ангобная роспись, рельефный орнамент с подсветкой, лепнина, как на плоских, так и на объёмных предметах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *