Гармошечный наигрыш «Скобаря»

Фольклорные музыкальные традиции Псковской области восходят к раннему периоду истории древнерусской культуры. Они складывались и развивались на территории расселения летописных кривичей (союз восточнославянских племён). Вместе с тем, псковское Обозерье, как бассейн реки Великой – это зона межэтнических контактов славянских и прибалтийских народов.
Происхождение названия «Скобарь» как переделанное «Псковарь», то есть житель псковского края.

Мелодия «Скобаря» звучала на всех мероприятиях псковичей, и характер мелодии зависел от предназначения и повода.
«Скобарь» бывает: весёлый, под песни, под пляску, скучный, заунывный, под драку, праздничный, лирический, частый и т.д.
Исполнялась мелодия в деревнях чаще всего на гармошке — «резухе» на уличных мероприятиях, а на балалайке и скрипке в домах. «Скобарь» сопровождал псковичей во все моменты их жизни, добавляя колорит в происходящие события. Под него, в далёкие времена, проходили кулачные бои и борьба в «обхват». В этой мелодии — вся сущность крестьянской жизни, настроение, характер, культура и
история псковичей.

Инструментальная музыка являлась и сейчас является обязательным элементом различных календарных праздников, обрядов и в повседневной жизни деревенских жителей Псковской области.
Так, во время деревенских престольных праздников, летних уличных гуляний звучали наигрыши, сопровождавшие шествие – проходку вдоль деревни – «Под песни», «Скобаря», «Новоржевская».
Наиболее показательным для данной традиции оказывается наигрыш «Скобаря», существующий в многообразных типологически устойчивых вариантах. Эти варианты нашли отражение в обилии местных названий, которыми пользуются народные исполнители. В их терминологии складывается определённая классификация вариантов наигрыша по разным признакам.

Так учитываются:
принадлежность определённой местности («псковский», «урицкий», «ахимковский»);
нормативность, укоренённость в традиции («обычный»);
качества музыкальной формы («длинной», «протяжный», «продольный», «долевой», «с передёргом»);
характер звучания («тихого», «тонким голосом»»);
настроение («скучный», «унылый», «заунывный», «без удачи», «весёлый», «развесёлый», «с удачей»);
ассоциативные представления о характере наигрыша («стеклянный», «под стеклянку», «под склянку»);
обстоятельства исполнения («на гулянку» — «с гулянки», «от девок» — « к девкам», «на ярмарке», «на улице», «под драку», «расхожего»);
связь с мужской или женской традицией исполнения припевок.

В деревнях вспоминают, что раньше было много видов гармоник. «Гармошки были русские (немецких тогда мало було), а русскии гармошки были – малинькие такие, двухрядки и тальянки трёхрядки» (П.Г., Стречно 2252-08). Тальянки называли «рязушками» за сильный «резкий» звук (Новорж., Ладино – Косарово 5007 -44) Мех тальянок, изготовленных псковскими мастерами, был настолько аккуратно и тонко сделан, что они складывались, «как книжка».

Сегодня сохранилось много носителей этой традиции в живом бытовании. Вот наиболее популярные:
Иванов Виктор Павлович – 89 лет Порховский район
Екимов Николай Никитич -90 летПушкиногорский район
Григорьев Юрий Дмитриевич — 52 года Пушкиногорский район
Бурцев Пётр Сергеевич – 66 лет Печорский район
Васильев Валентин Дмитриевич -72 года Новоржевский район
Васильев Валентин — 80 лет Новоржевский район
Андреев Валерий Петрович- 61 год Новоржевский район
Козлов Иван – 63 года Новоржевский район
Юрий Аверкин — 78 лет Новоржевский район
Погодин Пётр Семёнович – 74 года Локнянский район
Семёнов Михаил Иванович- 82 года Бежаницкий район
Митьковский Борис Иванович — 56 лет Бежаницкий район
Смирнов Виктор – 58 лет Бежаницкий район
Китков Михаил -36 лет Гдовский район
Григорьева Галина Александровна -58 лет г. Псков
Зенин Михаил -18 лет г. Псков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *