«Бабий праздник» в составе масленичной традиции на территории Псковской области

В четверг на масленичной неделе традиционно праздновался «бабий праздник», имеющий в каждом районе своё название. Женщины варили еду и пиво, снимали избу, накрывали столы и садились праздновать. Не допускались старухи и молодые девицы, мужчин тоже не пускали. На этом празднике женщины детородного возраста «обмывали скотинку», пили «за долгий лён», делали из соломы чучело «Власа», сжигали его и разбрасывали по озимому полю остатки, как символ роста и плодородия земли. Плясали прыжками, подпрыгивали, заголялись, рядились, чудили, катались на лошадях. Всё это носило аграрно – магический характер и призвано было способствовать стабильности земледельческого социума и увеличения человеческой рождаемости.

Псковская область небогата природными ресурсами. Большая часть её территории до сих пор покрыта лесом. Преобладают подзолистые и болотистые типы почв – суглинки, супеси, пески, торфяники. Во многих местах основной почвой является валунная глина. Все эти почвы принадлежат к числу бедных и без тщательной обработки дают бедные урожаи. На территории края бывают ранние заморозки, обильные дожди, бывают и засушливые годы. Они уничтожают надежды земледельца на урожай. Лишь благодаря труду десятков поколений псковских крестьян край стал обжитым, удобным для человека. И, конечно, важность аграрно – магических действий, направленных на хороший урожай, оставалась долгие годы для крестьян необходимым условием в праздничном календаре.

По воспоминаниям информантов в период от 20 –х до 60 –х годов ХХ века женские праздники в составе масленичной обрядности отмечены: в северо – псковской локальной традиции (Гдовский, Плюсский, Струго – Красненский районы), Псково – Печорском Обозерье и Великоречье (Псковский, Печорский, Палкинский, Островский, Пыталовский районы), невельской (Невельский район и юг Пустошкинского), себежской.

Название «бабий праздник» подчёркивает, что праздник был сугубо женский. «Складчины» — в названии способ организации – в складчину. «Брыксы» — происходит от слова брыкаться и характеризует особенности ритуального поведения женщин. Название «Власий» — связано с днём почитания святого мученика Власия Кесарийского. Со временем Власием стали именовать атрибут древнего языческого обряда – соломенное чучело.

Приготовление обрядовой еды и пива из пророщенного зерна символизировало достаток и приумножение жизни. Обрядовые действия с чучелом «Власием» посвящались увеличению рождаемости в деревне и повышению плодородия земли.

Громкое пение и катание на лошадях – обеспечивали длинный лён. Очень энергичный характер плясок на женском празднике и заголение имели продуцирующий смысл и практиковались не только в земледельческих, но и семейных обрядах.

Ряжение и разыгрывание комедийных сцен в ходе праздника должны были обеспечить хорошее произрастание всего, что весной будут сеять и сажать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *